Развитие рынка драгоценных камней

В России до революции драгоценные камни в основном были предметом роскоши, доступным только высшим слоям общества. После событий 1917 года и до 90-х годов рынка драгоценных камней в СССР не существовало, так же как и не существовало дорогих бутиков, изысканных ресторанов и фешенебельных гостиниц. Добычу драгоценных камней осуществляли тресты «Уралалмаз», «Якуталмаз» и ВПО «Союзкварцсамоцветы». Огранка производилась на заводах «Кристалл». Централизованное хранение богатства страны осуществлялось в Государственном хранилище ценностей. Торговля камнями проводилась только на экспорт через единственный канал - внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». У тех советских граждан, которым не досталось в наследство сокровищ от богатых предков, возможности приобрести драгоценные камни практически не было. Единственным местом продажи были ювелирные секции специализированных магазинов «Березка».
Становление рынка драгоценных камней в России началось в 1991 г. (время преобразования СССР в СНГ) с прямого Указа Президента.

Крупнейшей компанией, добывающей алмазы в России, является «АЛРОСА». АК «АЛРОСА» создана в соответствии с Указом Президента РФ «Об образовании акционерной компании "Алмазы России - Саха"» от 19 февраля 1992 г. № 158С. Основным регионом добычи алмазов является Якутия. Сегодня «АЛРОСА» — единственная алмазодобывающая компания, которая добывает алмазы, обрабатывает их и продает готовую продукцию - бриллианты. «АЛРОСА» проводит международные аукционы по продаже алмазов специальных размеров - массой 10,80 карата и более.

АЛРОСА и Кимберлийский процесс.
Одним из примеров все увеличивающейся открытости рынков является то, что в конце 2005 года Россия впервые в своей истории рассекретила ряд данных о добыче и торговле алмазами39. Неожиданно для всего мира Россия оказалась мировым лидером по производству природных алмазов. До этого момента аналитики рынка занижали роль России приблизительно в полтора раза.

Внешним фактором, побудившим Россию рассекретить свою статистику по алмазам, являлись общие требования к участникам Кимберлийского процесса, история которого началась в 2000 году. Тогда ряд неправительственных организаций совместно с некоторыми производителями алмазов вышли с предложением к мировому сообществу о введении сертификации необработанных алмазов в международной торговле. Несмотря на частный характер обращения, далее дело приняло такой размах, что даже ООН поддержала инициативу.

С 1 января 2003г. в странах-участниках процесса начала применяться схема сертификации и с 1 августа 2003г. страны-участницы Процесса установили запрет на импортно-экспортные операции с алмазами для государств, которые официально не присоединились к этой платформе. Поскольку в Кимберлийский процесс вошли все крупнейшие участники рынка, оставшиеся страны стали фактически изгоями на алмазном рынке.
В результате процесса возросли объемы официально сертифицированного экспорта алмазного сырья в Сьерра-Леоне с $26 млн. в 2001 г. до $76 млн. в 2003 г., а в Конго - с $395 млн. до $644 млн.

Официальная цель Кимберлийского процесса - препятствовать поступлению на рынок так называемых «кровавых» камней из стран, где на средства, полученные от продажи алмазов, финансируются различные военные движения и даже гражданские войны. Главным образом, это относится к странам Африки. Но известно, что доля «кровавых алмазов» составляет не более 4% от мирового предложения. В связи с чем существует мнение, что главной целью процесса, инициированного США, является повышение прозрачности всего алмазного рынка и увеличения американского контроля над ним. 

Для России, не имеющей отношения к «кровавым алмазам», особых причин вступать в Кимберлийский процесс не было. Но она все же присоединилась к участникам и в 2005 году к ней перешло право его возглавить. После этого монополист российского рынка компания АЛРОСА уже не имела причин не раскрывать данные. Кроме того, плюсов от сокрытия данных было гораздо меньше минусов, главными из которых было недоверие кредитных институтов и партнеров.

До этого Россия раскрывала весьма приблизительные оценки общего количества добытых камней. Информация о физических объемах поставок и объемах запасов была закрыта. О реальном положении дел участники рынка могли судить только на основании таможенной статистики.
Данные о добыче оказались крайне неожиданными. За 2003 год было добыто 33,019 тыс. каратов природных камней. Это больше, чем производил прежний лидер рынка - Ботсвана. Таким образом, Россия оказалась мировым лидером. Примечательно, что, по мировым оценкам, РФ должна была добыть в 2003 г. только 23млн. каратов.

Российские алмазы хотя и очень чистые, но, как правило, небольшие. Поэтому их стоимость ниже, и общая стоимость добываемых алмазов оказалась всего $1.676 млрд., что ниже объема реализации Ботсваны. Скорее всего, в 2004 г. Россия останется в лидерах, поскольку за I полугодие было добыто почти на 20% больше, чем за I полугодие 2003 г. В частности, это является отражением того факта, что АЛРОСА направила в 2003 г. на расширение производства значительную сумму в $58.8 миллиона. 

Стоимость российских алмазов $51 за карат ниже среднемировой - $58. При этом цены на экспорт и импорт существенно различаются. Российская ограночная промышленность преимущественно ориентирована на огранку качественных ювелирных камней. Поэтому на экспорт идут преимущественно алмазы мелких ситовых классов средней стоимостью около $23 за карат. А импортирует Россия, наоборот, преимущественно крупные алмазы стоимостью под $1000 за карат.
После принятого в 2002 г. закона, разрешившего ввоз алмазов, импорт камней в страну стремительно растет (Рисунок 6). Так, в 2003 г. он составлял 33-2 тыс. каратов на общую сумму около $18 млн. А всего за три квартала 2004 г. была ввезена 131 тыс. каратов на сумму свыше $59 миллионов.

 
                                                                                                              Рисунок 1: Структура импорта алмазов в Россию 

 Гораздо выше величина экспорта (Рисунок 2). Так, в 2003 г. только необработанных алмазов было экспортировано 37.8 млн. каратов на сумму $883 млн., и почти такая же сумма была достигнута за три квартала 2004 г., правда, уже за 23млн. каратов.

 
                                                                                                              Рисунок 2: Структура экспорта алмазов из России

 Интересно, что в 2003 г. Россия экспортировала алмазов больше, чем добыла. Это говорит о том, что распродавались запасы. Данные об их величине еще пока не раскрыты.
В 2003 г. выручка АЛРОСА составила 60 млрд. руб., чистая прибыль - 6.35 млрд. руб. Компания добывает почти 100% российских алмазов и контролирует более четверти мирового предложения и имеет почти двухмиллиардный оборот за год.
К сожалению, положение АЛРОСА не соответствует ее мощи. Фактически она является обычным поставщиком необработанных алмазов для мирового монополиста De Beers. В результате отечественные гранильщики вынуждены покупать российские алмазы у зарубежных посредников. АЛРОСА продает сырье De Beers, который реализует его своим сайтхолдерам, а те через посредников - российским гранильщикам.

События последних лет со всей очевидностью показали, что прежняя структура рынка рушится, и De Beers в ближайшее время может оказаться не в состоянии удерживать рынок в равновесии. Необходимо формировать запасные варианты выхода на рынок. К тому же большая часть доходов приходит от торговли бриллиантами и ювелирными изделиями, куда до недавнего времени компанию не допускали. Поэтому АЛРОСА разработала новую стратегию развития.
Основное в этой стратегии - создание вертикально ориентированного холдинга, который одновременно будет заниматься добычей, огранкой и реализацией камней. Фактически это означает выход из соглашений с De Beers и начало формирования собственного пути на рынок, конкурентного по отношению к структурам De Beers.

В настоящее время правительство РФ взяло курс на создание комплекса международных транснациональных корпораций, базирующихся в России. Правительству принадлежат 37% акций АЛРОСА, Якутии - 32%, трудовому коллективу - 23%, улусам (районным образованиям) Якутии - 8%. Поэтому трансформация АЛРОСА в международного игрока активно поддерживается властными структурами. Однако реализовать стратегию будет очень трудно.

На сегодняшний день нельзя сказать, что в России существует свободный оборот драгоценных камней. Необходимо решать множество проблем, связанных с недостатками таможенного и налогового законодательства, а также с бюрократической системой выдачи разрешений, квот и т.д. Для создания цивилизованного рынка бриллиантов необходимо комплексное решение обозначенных проблем.

В этот же самое период времени в мире также происходило изменение отношения к бриллиантам и прочим драгоценным камням. За последнее столетие драгоценные камни стали одним из надежных и прибыльных объектов инвестирования. В 1928 г. вице-президент Tiffany & Company Г. Кунц опубликовал в Saturday Evening Post данные по ценам самых качественных камней. В те годы монополистическая корпорация De Beers контролировала добычу камней, но не рынок сбыта. В 1934 г. Эрнст Оппенгеймер скупил контрольный пакет акций De Beers и заключил многолетние контракты с ведущими производителями алмазов и даже с  правительствами Южной и Юго-Восточной Африки. Став монополистом, он установил квоты добычи алмазов и их поставок из запасников для всех участников рынка. И цены на бриллианты стали неуклонно возрастать. Бриллиант стал королем драгоценных камней, чему способствовала и технологическая революция, существенно изменившая качество огранки. Таким образом последние 80 лет стоимость равноценного камня увеличилась в 25 раз.

Централизованный контроль как над производством, так и над реализацией алмазов, продержался вплоть до недавнего времени, когда под давлением Европейского и Американского антимонопольного законодательства, De Beers пришлось отказаться от контроля за сбытом алмазов. Начало второго тысячелетия совпало с кардинальным изменением структуры мирового алмазного рынка. 12 июля 2000 г. «Де Бирс» официально объявила о своей новой сбытовой политике «предпочитаемый поставщик» (Supplier of Choice, SoC). «Де Бирс» самоустранялась от регулирования предложения алмазов на мировом рынке, а, следовательно, и от формирования рыночных цен на алмазное сырье. В январе 2009 года компания официально прекратила закупку сырья у АК "Алроса". Вклад, который внесла компания Де Бирс в современный рынок алмазов сложно переоценить, во многом благодаря адекватной и дальновидной регулировке рынка алмазного сырья цены на бриллианты неуклонно росли, а на рынке алмазов больше не происходило глубоких кризисов перепроизводства. Поэтому и сегодня, во время экономического кризиса, бриллианты не теряют своей инвестиционной привлекательности. 
Конечно, темпы роста цен на бриллианты в последнее время замедляются. Так, за последние 18 лет цена на бриллианты увеличилась только в 2 раза.