Ответ на вопрос

Какими юридическими документами определен в РФ порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них?

Таких документов несколько: основной из них – Поста-новление Правительства РФ от 28.09.2000 г. № 731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности». 
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 731, а также в соответствии с Федеральным за-коном от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драго-ценных камнях», Министерством финансов РФ разработана и утвер-ждена «Инструкция о порядке учета, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетно-сти при их производстве, использовании и обращении» (Приказ Минфина РФ от 29.08.2001 г. № 68 (в ред. Письма Минфина РФ от 11.02.2002 г. № 23-04-04/182).
На основании этой Инструкции рекомендовано всем индивиду-альным предпринимателям и организациям, занимающимся произ-водством, переработкой, хранением, использованием, обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, разработать и утвердить собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Подробный порядок учета, хранения, расходования драгоценных материалов на ювелирных предприятиях любых форм собственности и индивидуальными предпринимателями изложен в отраслевой Инструкции И-013-98 «Порядок учета, хранения и расходования драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных и других бытовых изделий», разработанной и утвержденной НИИ Ювелирпромом. Учет драгоценных ме-таллов, хранящихся в Центробанке России и являющихся частью зо-лотого запаса России, ведется в соответствии с Инструкцией ЦБР от 06.12.1996 г. № 52 «О порядке ведения бухгалтерского учета опера-ций с драгоценными металлами в кредитных организациях».
Соответствующие инструкции о порядке учета и хранения изде-лий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, разра-ботаны государственными учреждениями, организациями и их терри-ториальными органами, так или иначе занимающимися оборотом этих драгоценных материалов, в том числе: Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федераль-ной таможенной службой (ФТС России), Министерством по чрезвы-чайным ситуациям (МЧС России), Министерством внутренних дел (МВД РФ), Федеральной налоговой службой (ФНС России), Феде-ральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и др. 
Нарушения правил обращения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, может подпадать и под действие «Кодекса РФ об административных право-нарушениях» (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, с изменениями от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ). Так, в постатейном комментарии к Кодексу, под редакцией Э. Г. Липатова и С. Е. Чаннова, указано, что в соответ-ствии со ст. 19.14. КоАП «Нарушение правил извлечения, производ-ства, использования, обращения, получения, учета и хранения драго-ценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих», нарушение правил обращения с подобными ценностями квалифициру-ется по нормам законодательства об административных правонару-шениях (а не по ст. 191 УК РФ) в случае, если эти предметы являются ювелирными бытовыми изделиями или ломом этих изделий. 
Под действие ст. 192 УК РФ (Нарушение правил сдачи государству драгметаллов и драгоценных камней) это деяние подпадает, если оно совершено в крупном размере, т. е. при сумме ущерба, превышающей 250 тыс. руб.
Если же преступление совершено, но не «в крупном размере», то оно подпадает под действие ст. 19.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.14. КоАП, уполномочены рассматривать органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Ответ дал: Газибуттаев Александр Мирзамагомедович